Великий император парфюмерии Франсуа Коти  

В середине нашего путешествия в мир ароматов, после знакомства цветочными и гесперидными, мы встретимся с самым загадочным семейством – шипровыми. Таинственное, элегантное и интригующее, оно мало известно широкой публике, но шипровый аккорд – самый чудный в парфюмерии (слово знатока!). Это особенный аккорд, восхищающий самих создателей, а каждое рождение шипрового аромата становится предметом углубленного профессионального анализа.

Узнав поподробнее о личности и судьбе создателя шипровых, мы сможем оценить весь шарм изобретенного им аккорда. Приглядимся внимательно к исключительному человеку, ставшему символом эпохи и современной парфюмерии, оставившему после себя бесценное наследство – семейство шипровых.


Рождение необыкновенного парфюма

Франсуа Коти, несомненно, был тем человеком, который перевернул мир парфюмерии. Искусный мастер, он оставил после себя бесценные и редкостные ароматы Rose Jacqueminot, Origan и Chypre, которые царствуют среди легендарных запахов собрания Версаля. Дальний родственник Бонапартов Франсуа Спортуно (это имя ему дали при крещении) родился 3 мая 1874 г. в Аяччо, как и император Наполеон. Рано осиротев, он воспитывался в скромных условиях бабушкой по материнской линии и нигде не учился. В 13 лет он отправился в Марсель в поисках работы, но быстро понял: чтобы преуспеть нужно «покорить Париж». В 1990 г. Франсуа добился в столице места секретаря у писателя, занимавшегося политикой, и тот посоветовал молодому человеку сменить фамилию. Девичья фамилия матери. Франсуа – Коти, с «Y» на конце, звучала как «парижская» и считалась более благородной, чем Спортуно.

Первые шаги

Франсуа Коти был знаком только с теми ароматами, которыми пользовалась его жена Ивонна де Барон. В индустрию парфюмерии его привел случай. Однажды друг-фармацевт попросил помощи в разборе скопившихся заказов клиентов аптеки. Фармацевт доверил нашему герою подготовку составов для одеколонов. Это занятие явилось настоящим откровением для Франсуа Коти… Услуга, которую он оказал своему другу, перевернула его жизнь! Он открыл в себе подлинную страсть к парфюмерии и особый дар, который раньше игнорировал: свой нос. Действительно, обоняние этого человека значительно превосходило среднее. Слегка задетый этим обстоятельством, друг-фармацевт был вынужден признать неожиданный талант своего ученика-парфюмера. Коти немедленно покинул Париж, чтобы обосноваться в «столице парфюмерии» Грассе. Там он учился новой профессии под руководством Антуана Шириса, всемирно известного парфюмера и промышленника.

Этот искусный мастер оставил после себя бесценные и редкостные ароматы.

Коти–парфюмер

Вплоть до Первой мировой войны духами пользовались лишь узкие круги элиты общества. Увлечением Коти в то время были синтетические молекулы. Они были открыты уже давно, но парфюмеры не рисковали использовать новые запахи, считавшиеся слишком сильными, обволакивающими. Старые мастера боялись шокировать публику. Новые синтетические продукты хранились в глубине шкафов лабораторий, применялись по-старинке, крайне осторожно. Коти стремился изменить это положение. Начинающий неизвестный парфюмер, лишенный предрассудков, он занялся работой с натуральными и очень дорогими первичными материалами, а также синтетическими запахами. Ему первому удалось совместить их и получить неожиданные и столь же гениальные результаты. Позже Коти вернулся в Париж. Каждое его творение немедленно обретало успех. Пока другие парфюмеры изобретали подобия известным ароматам, Коти рискнул и предложил нечто абсолютно новое.

Его первым шедевром была Rose Jacqueminot. Успех пришел к мастеру, когда он разбил флакон на полу в бутике, отказавшему ему в продаже. Почувствовав чудесный запах, исходящий от пола, посетители стали немедленно требовать этот парфюм. Rose Jacqueminot добилась популярности в одно мгновение! В скором времени женщины поклонялись только Коти и никому другому, он стал дамским парфюмером. Все, что делал Франсуа Коти, немедленно признавалось эталоном изысканности и хорошего французского вкуса.Его первым шедевром была Rose Jacqueminot

Суть и форма

Сила Коти крылась в его пытливом уме, жаждущем всего нового. Его называли «Пикассо духов», добившимся абсолютного сочетания во всем. Он первым обратил внимание на упаковку, посчитав, что исключительный «нектар» достоин исключительного флакона, «настоящего произведения искусства». В 1905 г. он пригласил Рене Лалика, создателя величественных флаконов, никогда прежде не виданных в парфюмерии. Мастерство и вдохновение двух творческих людей открыли дорогу изящной упаковке и обертке для духов. Благодаря Коти Рене Лалик впоследствии сотрудничал с самыми известными парфюмерами ХХ в. Его концепция изысканного оформления флаконов позже заняла место в коммерческом маркетинге и не претерпела изменений до сегодняшнего дня. В его понимании, исключительный «нектар» был достоин исключительного флакона, «настоящего произведения искусства».

Жизнь Коти – это путь гения. Этот человек освоил последовательно профессии парфюмера, промышленника, инженера, экономиста, финансиста, социолога. В 1931 г он был избран мэром Аяччо, стал хозяином печатного издания, приобретя журнал Figaro. Сочетание различных сфер деятельности принесло ему миллиарды. Любитель искусства и культуры, он финансировал выставки и спортивные соревнования, например, путешествие через Атлантический Океан. Следует воздать должное выдающейся личности Коти, который сам был творцом своего времени.

1917 год – признание!

Главный шедевр в карьере Коти-парфюмера – это, бесспорно, его Chypre, созданный в 1917 г. Франсуа Коти первым использовал смесь мха дуба, пачули, и ладана. Столь неожиданная композиция породила новый аккорд, никогда не встречавшийся ранее. Коти создал прецедент, положив начало новому семейству запахов – шипровым.
Первичным основным материалом аккорда стал дубовый мох из семейства лишайников, растущий на стволах дуба. Такой материал широко используется в наши дни, это продукт обширного распространения, заключенный обычно в недрах глубоких нот. Он рождает ощущение мха и леса, которое может стать более сухим, если одеть его в ноты цедры, табака или горелой древесины. Свежие гесперидные головные ноты играют важную роль в большинстве шипровых продуктов. Благодаря входящему в их состав ладаннику, они смягчают и высвечивают ноты глубокие, почти животные, или акцентируют землистые ноты путем введения в состав бородача. Мох дуба воспроизводит запахи подлеска, грибов, влажной или сухой листвы, придавая ободряющее тепло ансамблю композиции. Он обладает очень длительной фиксацией, через пять–восемь часов запах еще ощутим на шерсти или хлопке. Продукция на основе мха вполне доступна, что способствует снижению ее конечной стоимости. Дубовый мох стал символом и эмблемой шипрового аккорда.

Главный шедевр в карьере Коти-парфюмера – это, бесспорно, его Chypre, созданный в 1917 г.

Почему шипровые?

Точно не известно, откуда пошло название «шипровые» ароматы. Может быть, их именуют так потому, что дубовый мох произрастает на острове Кипр. Кроме того, листья зизифуса, растущего на Кипре, при приготовлении в масле издают аромат, называемый «кипрским». Мифология предлагает нам множество других версий. На Кипре родилась Венера, легендарная богиня любви. Возможно, Chypre Коти стал первым современным ароматом, воспевающим любовь?

Какие бы фантазии не посещали Коти во время творчества, его палитра первичных материалов оставалась неизменной и сохранилась вплоть до наших дней. Сегодня, согласно маркетинговой стратегии, наметилась тенденция некоторого изменения классических шипровых аккордов. Постепенно они сместились к более мягким, не столь кричащим нотам, что отвечает запросам потребителей. Возможно, постоянные изменения в моде возвратят нас однажды к первоначальной элегантной композиции шипровых!

Премия Франсуа Коти

Франсуа Коти и после смерти олицетворяет марку высшей степени совершенства. В честь памяти его таланта Ассоциация Франсуа Коти на протяжении многих лет организует конкурс «лучшего носа года». Мероприятие проводится в замке Артини, раньше принадлежавшем самому Коти, На конкурсе чествуют достижения современных парфюмеров, а присуждаемая премия – это не только денежная награда для лауреата, но и престижная реклама его последующих творений. Конкурс адресован всем «великим носам» мира, из коих только три десятка добились значимых коммерческих успехов. Далекое от проблем маркетинга жюри, состоящее из высочайших профессионалов в области парфюмерии, делает свой честный и справедливый выбор. Так, приз Коти-2004 получил Жак Кавалье, внук грассуазского парфюмера, создатель Addict от Dior, Poème de Lancôme, Cinéma от Yves Saint Laurent, Zanzibar от Van Cleefs et Arpels, Aqua di Gio от Armani, Paco Rabane homme и Ultraviolet от Paco Rabanne… Награжда присуждается прежде всего за творческие способности. Спасибо за это господину Коти, до наших дней сохранившему настоящее профессиональное признание!

Используются технологии uCoz